Основы формирования эффективной модели банка развития в Украине


сужение сфер деятельности БР и ограничение их влияния на экономику вследствие нежелания перебирать на себя повышенные инвестиционные риски и установление таких условий предоставления займов, как в обычных коммерческих банках

Как подтверждает мировая практика, перечисленные обстоятельства указывают на необходимость тщательного выбора банком развития отраслевых приоритетов, направлений и конкретных субъектов поддержки. Он должен осуществляться исключительно на прагматических основах, с учетом конкретного состояния хозяйственной системы страны, ее финансового сектора, имеющихся структурных, производственных, воспроизводственных и социальных проблем. При этом активное участие отечественного БР в экономических преобразованиях будет обеспечено при условии:

преимущественной поддержки им не отдельных отраслей, а конкретных технологий и производств новых продуктов, освоение которых обеспечит значительные позитивные внешние эффекты;

тесного взаимодействия с бизнесом при принятии решений, с сохранением достаточной собственной автономии БР (формами такого взаимодействия могут быть координационные совещательные органы при БР из представителей правительства и частного бизнеса; совместная экспертиза перспективных инвестиционных проектов; участие представителей бизнеса в совете директоров банка);

предпочтения частно-государственного партнерства при реализации задач с целью своевременного предотвращения неэффективного вложения государственных средств, повышения общей инвестиционной активности частного сектора и защиты инвестиций от макроэкономических и политических рисков;

всестороннего подхода к диагностике препятствий для развития и поиска направлений их преодоления; гибкости и экспериментирования при выборе оптимальных инструментов решения конкретных задач;

выстраивания системы управления БР на основе анализа полученных результатов и создания механизмов противодействия вероятным рискам;

независимого внешнего контроля за деятельностью БР.

При решении основных задач отечественный БР должен активно взаимодействовать с профильными органами исполнительной власти и привлекаться к разработке и принятию ими хозяйственных решений. Среди основных направлений такого взаимодействия можно выделить:

участие в формировании решений о разработке и реализации стратегий развития отдельных отраслей, признанных приоритетными;

разработку рекомендаций по вопросам промышленной и инновационной политики, а также участия государства в международных проектах;

консультирование и участие в формировании ведомственных целевых программ и концепций развития отраслей;

инвестиционное консультирование при подготовке проектов, претендующих на получение финансирования за счет бюджетных средств.

В обязательном порядке БР должен привлекаться к выполнению инвестиционной части ежегодных государственных программ социально-экономического развития, отдельных целевых, отраслевых, научно-технических и региональных программ. Участие БР в этих программах должно исходить из ряда принципов:

первоначального участия (привлечение банка к процедуре разработки программы, финансирование которой предполагается осуществлять за счет его денежных средств; при этом банк может выступать инициатором постановки проблемы, подлежащей решению на государственном и региональном уровнях);

эффективности участия (ограничение участия банка только в тех программах и проектах общегосударственного значения, комплексная оценка последствий от которых соответствует действующим в банке критериям отбора приоритетных инвестиционных проектов);

экспертного участия (привлечение банка (на платной основе) для осуществления специализированной экспертизы проектов);

финансового участия (возможность привлечения денежных средств банка как внебюджетного источника финансирования программ и проектов общегосударственного значения);

участия на правах руководящей компании (делегирование банку на договорных началах части функций государственного заказчика программы или проекта и функций текущего управления их реализацией).

Широкий спектр задач объективно обусловливает сложность их одновременного и одинаково эффективного выполнения в рамках одного универсального банка. В мире эта проблема решается путем его организации в виде холдинга или корпорации в составе головного учреждения и дочерних специализированных учреждений. В Украине, в силу значительного количества задач, стоящих перед ней в экономической и социальной сферах, создание БР в виде корпорации усматривается целесообразным. Ее структуру и специализацию подчиненных подразделений следует формировать в соответствии со стратегическими задачами развития государства - с тем, чтобы они, в частности, способствовали решению проблем структурно-технологической модернизации производства; повышения уровня продовольственного обеспечения и развития сельских территорий; преодоления межрегиональных диспропорций; становления среднего класса и развития малого и среднего предпринимательства; жилищного обеспечения населения; модернизации жилищного фонда городов; поддержки инновационной и внешнеэкономической деятельности субъектов; улучшения экологической ситуации и состояния окружающей природной среды (табл. 3).

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9


 

Регулирование отношений лизинга

В наше время в Российской Федерации актуален вопрос обновления основных средств и материально-технической базы предприятий. Практически во всех сферах отечественной экономики изношенность основных средств...  Читать полностью...

Финансы и соцыум