Оценка методов бюджетного распределения финансовых ресурсов


Ключевой вопрос обновления системы межбюджетных отношений в Мордовии - преобразование подходов к оказанию финансовой поддержки муниципальных образований. С 2006 года изменилась структура местных бюджетов и их взаимоотношения с бюджетом республики - они теперь построены на законодательной основе в форме межбюджетных трансфертов. Любая передача государственных полномочий органам местного самоуправления сопровождается выделением местным бюджетам субвенций на их осуществление [51, с. 6]. В соответствии с федеральным законодательством в составе бюджета республики были созданы различные фонды для оказания финансовой помощи (рис. 2.1)

Рис. 2.1 Фонды финансовой помощи муниципальным образованиям Республики Мордовия

"Механизм взаимодействия между всеми субъектами межбюджетных отношений основан на следующих подходах: самостоятельный бюджет каждому муниципальному образованию независимо от его уровня; нормативный подход к определению расходов, четкое разграничение расходных полномочий и доходных источников между республиканским и местными бюджетами; начисления и выплаты из вышестоящего бюджета несамодостаточным территориям - в зависимости от выполнения ряда социально-экономических показателей; стабильность системы межбюджетных отношений; передача полномочий по оказанию бюджетных услуг другим уровням бюджетной системы с целью максимизации эффективности их предоставления" [28, с. 27].

В соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 1 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрены две конкретные формы оказания финансовой помощи:

) финансовая помощь на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований с целью обеспечения финансирования минимальных государственных социальных стандартов, ответственность за финансирование которых возложена на органы местного самоуправления;

) предоставление субвенций на финансирование отдельных целевых расходов.

Межбюджетные трансферты из республиканского бюджета предоставляются в форме:

финансовой помощи муниципальным районам (городскому округу), в том числе дотаций из республиканского Фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городского округа), субсидий из республиканского Фонда софинансирования социальных расходов и республиканского Фонда муниципального развития;

субвенций муниципальным районам (городскому округу) из республиканского Фонда компенсаций;

иных субвенций, предоставляемых из республиканского бюджета местным бюджетам;

бюджетных кредитов муниципальным районам (городскому округу).

Межбюджетные трансферты из местных бюджетов предоставляются в форме:

финансовой помощи из бюджетов - муниципальных районов бюджетам поселений, в том числе дотаций из районных фондов финансовой поддержки поселений, иных дотаций и субсидий в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных районов;

субвенций из бюджетов муниципальных районов бюджетам поселений - для осуществления переданных полномочий по вопросам местного значения муниципальных районов в соответствии с соглашениями о передаче полномочий поселениям, заключенными между муниципальными районами и поселениями;

субвенций из бюджетов поселений бюджетам муниципальных районов для - осуществления переданных полномочий по вопросам местного значения поселений в соответствии с соглашениями о передаче полномочий муниципальным районам, заключенными между поселениями и муниципальными районами [18].

Ежегодно в законе о республиканском бюджете предусматривается, что размеры отчислений в процентах от налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций в местные бюджеты будут определяться в зависимости от долей закупок сельскохозяйственной продукции налогоплательщиками в соответствующих муниципальных образованиях.

Введение условия передачи дополнительных регулирующих доходов только тем бюджетам сельских (поселковых) муниципальных образований, на территории которых производились закупки от предприятий переработки сельскохозяйственной продукции, с целью выделения муниципальных образований претендующих на получение регулирующих доходов. В соответствии со статьей 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации распределение доходов субъектов Федерации между региональным и местными бюджетами относится к ведению самого субъекта. Применение указанного способа налогового регулирования в Республике Мордовия позволяет зачислять каждый год максимально возможную долю налоговых доходов в местные бюджеты. Такая бюджетная и налоговая политика государственной власти, направленная на повышение заинтересованности органов местного самоуправления в укреплении доходной части местных бюджетов, позволила увеличить долю местных бюджетов в общем объеме доходов консолидированного бюджета 19,6 % в 2004 г. до 30,9 % в 2006 году.

Перейти на страницу: 1 2 3


 

Регулирование отношений лизинга

В наше время в Российской Федерации актуален вопрос обновления основных средств и материально-технической базы предприятий. Практически во всех сферах отечественной экономики изношенность основных средств...  Читать полностью...

Финансы и соцыум