Перспективы развития межбюджетных отношений на субрегиональном уровне


Оздоровление муниципальных финансов и самостоятельность местного самоуправления напрямую зависят от бюджетной политики и межбюджетных отношений. Необходимо качественное определение бюджетных полномочий, функций, прав и ответственности разных уровней власти. Субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям следует укрепить такое направление работы, как прогнозирование финансовых последствий решений, принимаемых на федеральном уровне.

Практическая реализация реформы местного самоуправления в России, существенным образом расширяющей полномочия муниципалитетов, усиливает для Мордовии значимость мероприятий по совершенствованию межбюджетных отношений на уровне "республика - муниципальные образования". Впервые в Мордовии проект консолидированного бюджета рассматривался в рамках трехлетнего бюджетного планирования на 2006 -2008 годы. Это реальный шаг к повышению качества и точности показателей бюджета, эффективности управления региональными финансами. Одно из основных направлений реформирования бюджетного процесса - переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования, обеспечивающим прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими результатами их использования в соответствии с приоритетами государственной политики [34, с. 65].

В целях повышения эффективности расходов бюджетных средств планируется разработать и внедрить в практику бюджетного планирования элементы бюджетирования, которое предполагает переход от затратного метода планирования к планированию с учетом результативности деятельности распорядителей и получателей бюджетных средств по предоставлению бюджетных услуг населению и достижения определенного социально-экономического результата.

В основу новой системы бюджетирования положены следующие принципы:

планирование затрат по видам расходов на - основе социально-экономической результативности деятельности;

распределение бюджетных средств в зависимости от достижения показателей- социально-экономической результативности;

свобода распорядителей бюджетных- средств в выборе способов решения поставленных перед ними задач;

ответственность распорядителей бюджетных средств и бюджетополучателей за конечный результат;

ориентация на внутренний контроль эффективности расходов при сохранении внешнего контроля за целевым использованием бюджетных средств [21].

В рамках реализации административной реформы в Республике Мордовия планируется оптимизировать работу ведомств и структурных подразделений исполнительных органов государственной власти республики, к компетенции которых относится предоставление бюджетных услуг населению. На данном этапе будет проведен ряд мероприятий, призванных повысить роль планирования и прогнозирования, создать систему показателей оценки результативности деятельности управляющих субъектов. Перспективный финансовый план Республики Мордовия до 2008 года. подготовлен в рамках перехода к среднесрочному планированию, предусмотренному правительственной Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2006 -2008 годах, согласно которой прирост доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и территориальных государственных внебюджетных фондов с учетом действующего законодательства (без межбюджетных трансфертов) в 2008 году по сравнению с 2006 годом составит 26,3 % [14].

Одна из целей реформы местного самоуправления - выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Для этого в составе бюджета субъекта Федерации должны создаваться два фонда финансовой поддержки муниципальных образований: региональный фонд финансовой поддержки поселений и региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов). Кроме того, в составе бюджетов муниципальных районов предполагается создавать районные фонды финансовой поддержки поселений. Таким образом, выравнивание поселенческих бюджетов будет осуществляться из двух источников - регионального и районного фондов. Предоставление целевой финансовой помощи может осуществляться с целью как текущего финансового выравнивания, так и исходя из долгосрочной политики регионального развития. Цель районных фондов - дополнительное по отношению к дотациям из регионального фонда выравнивание финансовых возможностей органов местного самоуправления поселений исполнять свои полномочия по вопросам местного значения. Что касается размера районного фонда выравнивания бюджетов поселений, то он должен зависеть прежде всего от равномерности распределения налоговой базы по поселениям. В тех регионах, где эта база распределена относительно равномерно, есть смысл закрепить за поселениями больше налоговых доходов в виде единых (одинаковых для всех поселений) нормативов дополнительных отчислений от федеральных и региональных налогов на долгосрочной (бессрочной) основе, уменьшив, таким образом, размер регионального фонда финансовой поддержки поселений. Эта мера обеспечит поселениям большую самостоятельность в вопросах регулирования собственной бюджетной обеспеченности и определенность с доходами на будущий период планирования. В тех регионах, где дифференциация по уровню бюджетной обеспеченности между поселениями велика, целесообразнее перераспределять (в форме трансфертов в бюджеты поселений) больше средств из регионального фонда финансовой поддержки поселений.

Перейти на страницу: 1 2 3


 

Регулирование отношений лизинга

В наше время в Российской Федерации актуален вопрос обновления основных средств и материально-технической базы предприятий. Практически во всех сферах отечественной экономики изношенность основных средств...  Читать полностью...

Финансы и соцыум