Зарубежный опыт построения системы межбюджетных отношений


Особенность американской системы заключается в том, что полномочия в области налогообложения всех пятидесяти штатов и федерального правительства практически независимы. Субнациональные бюджетные дефициты выравниваются с помощью закрепления регулирующих налогов и выравнивающих трансфертов. При условии соблюдения конституционных положений штаты вправе вводить любые налоги по любым ставкам. Правительство США осуществляет администрирование своими собственными налогами, а местные органы власти могут вводить дополнения к налогам штатов. Для устранения существующих горизонтальных диспропорций используются целевые бюджетные гранты, выделяемые непосредственно нуждающимся категориям населения в соответствии с утвержденными федеральными программами. Расходы же федерального бюджета на региональное и местное развитие составляют лишь 0,5-0,8 % общей суммы [70, c. 101]. Исходные предпосылки формирования федеративного строя в России в корне отличны от США. И на сегодняшний день опыт федерализма США для нее неприемлем.

В Германии главными административно-территориальными единицами являются федерация, земли и общины. Большинство задач решается федерацией и землями совместно. Федерация финансирует объекты, имеющие общефедеральное значение, земли - объекты регионального значения, общины финансируют все местные социально-бытовые, образовательные, культурные и тому подобные мероприятия. Выравнивание дефицита субнациональкых бюджетов осуществляется путем разделения налоговых доходов и выделения трансфертов из национального бюджета, а выравнивание фискального потенциала производится с помощью горизонтальных платежей из регионов с высокой бюджетной обеспеченностью в низкообеспеченные регионы [71, c. 67]. Но в этом плане для России опыт Германии вряд ли приемлем, так как прямое перераспределение бюджетных доходов от одного региона другому может повлечь негативные политические последствия и ослабить заинтересованность высокообеспеченных регионов в дальнейшем наращивании своего налогового потенциала. Методика отрицательных межбюджетных трансфертов, скорее всего, может быть успешно применена на уровне муниципальных образований.

У российского федерализма есть ряд специфических особенностей, которые усложняют реализацию данной модели. Если Канада и США возникли в результате объединения бывших английских колоний, то есть на базе более или менее добровольного объединения относительно независимых друг от друга территориальных образований, то Российская Федерация возникла в результате децентрализации ранее существовавшего сверхцентрализованного государства. Многовековая история развития России обусловливает доминирование федерального центра в бюджетной и региональной политике, и очевидна необходимость динамичных институциональных реформ на федеральном уровне. Необходимо также учитывать огромную дифференциацию уровня жизни в регионах.

В Российской Федерации в силу разнообразия территориально-климатических и производственно-географических условий различных регионов, их удаленности друг от друга, регулирование регионального развития должно основываться на синтезе разнообразных подходов к решению региональных проблем, применяемых в различных странах мира, при котором не должны, подрываться российские традиции.

Анализируя опыт зарубежных стран в области разграничения налоговых источников, можно сделать следующие выводы применительно к организации налоговой системы Российской Федерации:

только федерация должна иметь исключительные законодательные полномочия в сфере налогового законодательства по налогам и сборам с мобильной налоговой базой, поскольку различия в налогообложении в едином экономическом пространстве хотя и представимы, но не очень целесообразны;

федеральный центр, взяв на себя большую долю доходных полномочий, не должен проводить политику тотального административного вмешательства в фискальную политику региональных властей.

В рамках своей компетенции регионы должны обладать свободой действий. Налоговая конкуренция между ними может существовать, но в основном регионы должны конкурировать не с помощью налоговых ставок и льгот, а, предоставляя бизнесу наиболее благоприятные условия для деятельности, то есть конкурировать за расширение налоговой базы. При этом способы воздействия федерального центра на фискальное поведение субнациональных властей должны отличаться в зависимости от национальной модели межбюджетных отношений. Так, в Соединенных Штатах и Канаде заинтересованность субнациональных властей в экономическом росте территорий достигается за счет значительной децентрализации налоговой системы. В Германии это обеспечивается за счет предоставления землям фиксированной доли налогов, а также за счет системы выравнивания, которая включает в себя перераспределение части налога на добавленную стоимость согласно душевому принципу при сохранении за федерацией монопольного права на регулирование и сбор этих налогов.

Перейти на страницу: 1 2 3 4


 

Регулирование отношений лизинга

В наше время в Российской Федерации актуален вопрос обновления основных средств и материально-технической базы предприятий. Практически во всех сферах отечественной экономики изношенность основных средств...  Читать полностью...

Финансы и соцыум