Структура бюджетной системы Российской Федерации

Бюджетное законодательство РФ оперирует таким понятием, как «консолидированный бюджет». Согласно статье 6 БК РФ консолидированный бюджет - это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории. Представляется, что данное определение не вполне соответствует объему содержащегося понятия, так как свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ представляет собой консолидированный бюджет РФ, и никоим образом не будет соотноситься с консолидированным бюджетом иной территории. Более содержательное определение консолидированного бюджета было закреплено в Законе РФ от 15.04.1993 г. №4807-1 «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления» - свод бюджетов нижестоящих территориальных уровней и бюджета соответствующего национально - государственного или административно - территориального образования, используемый для расчета и анализа. В данном определении подчеркивалось, что возможно чисто счетное, но отнюдь не экономико-юридическое объединение бюджетов разного уровня для целей бюджетного планирования, формирования обоснованных пропорций при распределении доходных источников между звеньями бюджетной системы и т.п. В России можно выделить консолидированный бюджет РФ - свод федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ; консолидированные бюджеты субъектов РФ - свод непосредственно собственного бюджета субъекта РФ (республиканского, краевого, областного, окружного или городского бюджета) и бюджетов муниципальных образований, расположенных на территории данного субъекта РФ; консолидированные бюджеты муниципальных образований, состоящие из местных бюджетов территорий, образующих какое-либо муниципальное образование.

Консолидированные бюджеты используются для свода статистических показателей, а также анализа показателей, характеризующих структуру доходов и расходов по звеньям бюджетной системы РФ. В частности, данные консолидированного бюджета РФ очень важны при установлении нормативов отчислений от федеральных налогов в бюджеты субъектов РФ, а также при определении объемов финансовой помощи бюджетам других уровней бюджетной системы РФ.

Таким образом, бюджетная система является важнейшим инструментом организованного руководства экономикой, под воздействием которого осуществляется непрерывный процесс формирования, распределения и использования фондов денежных средств для социально-экономического развития общества в целом и его составных частей. Выступая в роли основного финансового плана, государственная бюджетная система РФ решает, по крайней мере, две основные задачи.

Во-первых, через систему распределения и перераспределения финансовых ресурсов осуществляет структурную перестройку экономики исходя из приоритетных направлений отраслей народного хозяйства.

Во-вторых, обеспечивает адресную социальную защиту населения.

Бюджетная система выступает как объективно необходимый, важнейший инструмент управления. За счет действия бюджетной системы государство контролирует денежные накопления в тех отраслях экономики, где необходимо сохранить регулируемые цены, перераспределяет финансовые ресурсы через налоговую систему, финансирования инвестиций и т.д.

Перейти на страницу: 1 2 3 

 

Регулирование отношений лизинга

В наше время в Российской Федерации актуален вопрос обновления основных средств и материально-технической базы предприятий. Практически во всех сферах отечественной экономики изношенность основных средств...  Читать полностью...

Финансы и соцыум