Методы, цель и функции финансового анализа


Методом финансового анализа является диалектический способ познания, путь исследования своего предмета, то есть финансовых процессов и явлений.

Характерными особенностями метода финансового анализа являются:

использование системы аналитических показателей, всесторонне характеризующих финансовую деятельность организации;

изучение причин изменения этих показателей;

выявление и измерение причинно-следственных связей между ними.

Все аналитические методы сгруппированы в две группы: качественные (логические) и количественные (формализованные). К качественным методам относятся:

метод сравнения;

метод построения систем аналитических таблиц;

метод построения систем аналитических показателей;

метод экспертных оценок;

метод сценариев;

психологические и морфологические методы и т.п.

Количественные методы - это приемы, использующие математику. Их можно разделить на бухгалтерские, статистические, классические методы анализа, экономико-математические и т.д.

К часто используемым методам финансового анализа относятся:

метод абсолютных, относительных и средних величин;

метод сравнения;

вертикальный анализ;

горизонтальный анализ;

трендовый анализ;

факторный анализ;

анализ с помощью финансовых коэффициентов;

метод экспертных оценок.

Абсолютные показатели характеризуют численность, объем (размер) изучаемого процесса. Они всегда имеют какую-нибудь единицу измерения: натуральную, условно-натуральную, денежную.

Относительные показатели представляют отношение абсолютных (или других относительных) показателей, то есть количество единиц одного показателя, приходящееся на одну единицу другого показателя.

Средняя величина является специальным статистическим показателем, используемым для обобщения данных.

Наиболее простой метод это метод сравнения.

Метод сравнения - логический метод анализа. Вопрос сравнения решается по принципу «лучше или хуже», «больше или меньше».

Вертикальный анализ - представление финансового отчета в виде относительных показателей. Такое представление позволяет увидеть удельный вес каждой статьи баланса в его общем итоге. выделяют две основные черты вертикального анализа:

переход к относительным показателям позволяет проводить сравнительный анализ предприятий с учетом отраслевой специфики и других характеристик;

относительные показатели сглаживают негативное влияние инфляционных процессов, которые искажают абсолютные показатели финансовой отчетности и тем самым затрудняют их сопоставление в динамике.

Горизонтальный анализ заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). Как правило, берут базисные темпы роста за ряд лет (смежных периодов), что позволяет анализировать изменение отдельных статей и прогнозировать их значения.

Трендовый анализ - часть перспективного анализа, необходим в управлении для финансового прогнозирования. Тренд - это путь развития. Тренд определяется на основе анализа временных рядов следующим образом: строится график возможного развития основных показателей организации, определяется среднегодовой темп прироста и рассчитывается прогнозное значение показателя. Это самый простой способ финансового прогнозирования. Анализ временных рядов позволяет решать следующие задачи:

изучить структуру временного ряда, включающую тренд - закономерные изменения среднего уровня параметров, а также случайные колебания;

изучить причинно-следственные взаимосвязи между процессами;

построить математическую модель временного ряда.

Анализ тренда предназначен для исследования изменений среднего значения временного ряда с построением математической модели тренда и с прогнозированием на этой основе будущих значений ряда.

Каждый результативный показатель зависит от различных факторов. Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей. Различают следующие типы факторного анализа:

функциональный и вероятностный;

прямой (дедуктивный) и обратный (индуктивный);

одноступенчатый и многоступенчатый;

статический и динамический;

пространственный и временной;

ретроспективный и перспективный.

Перейти на страницу: 1 2


 

Регулирование отношений лизинга

В наше время в Российской Федерации актуален вопрос обновления основных средств и материально-технической базы предприятий. Практически во всех сферах отечественной экономики изношенность основных средств...  Читать полностью...

Финансы и соцыум