Анализ финансирования здравоохранения в Российской Федерации
Как видно из таблицы 3 расходы федерального бюджета года по разделу «Здравоохранение, физическая культура и спорт» выросли с 211 741,4 млн. рублей в 2008 г. до 330 844,6 млн. рублей в 2011, прирост составил 56,3% или 177 896,8 млн. рублей в абсолютном выражении.
В 2011 году 57,3% всех расходов федерального бюджета по разделу «Здравоохранение, физическая культура и спорт» было направленно на обеспечение стационнарной медицинской помощи, рост расходов за наблюдаемый период составил 60,3%.
Наибольший же рост наблюдается по таким статьям расходов, как «Амбулаторная помощь» и «Скорая медицинская помощь», их прирост за период с 2008 по 2011 гг. составил 80,6% и 86,9% соответственно. Стоит отметить, что удельный вес расходов по статье «Скорая медицинская помощь» остается незначительным в общей струтуре расходов федерального бюджета и составляет всего лишь 0,3%.
По таблице 4 можно проследить основную направленность государственой политики по совершенствованию системы здравоохранения, из которой следует, что большую финансовую обеспеченноть получили мероприятия направленные на развитие первичной медико-санитарной помощи и повышение доступности и качества специализированной медицинской помощи, доля которых в общей структуре финансирования составила 40,4% и 41,6% соответственно.
Таблица 4. Финансирование национального проекта «Здоровье» в 2011 году за счет средств федерального бюджета
Мероприятия |
Сумма, млн. рублей |
Удельный вес, % |
Реализация приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в 2010 году |
144 410,86 |
100% |
Формирование здорового образа жизни |
820,00 |
0,56% |
Развитие первичной медико-санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний |
58 381,89 |
40,4% |
Повышение доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи |
60 067,87 |
41,6% |
Совершенствование медицинской помощи матерям и детям |
25 041,10 |
17,3% |
Далее рассмотрим структуру расходов Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2008-2011 гг., представленную в таблице 5.
Таблица 5. Структура расходов ФФОМС за 2008-2011 гг., млрд. рублей
Наименование расходов / Год |
2008 Факт. |
2009 Факт. |
2010 Факт. |
2011 план. |
Удельн. вес, % |
Относит. отклонение к 2008 г. |
Обязательное медицинское страхование |
93,6 |
64,35 |
54,02 |
166,32 |
49,5% |
77,7% |
Трансферты передаваемые ФФОМС, в том числе: |
75,1 |
65,49 |
54,97 |
169,26 |
50,5% |
125,3% |
Реализация мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами |
35,6 |
33,36 |
28,00 |
86,22 |
25,7% |
142,2% |
Субсидии бюджетам ТФОМС на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан |
3,2 |
2,29 |
1,93 |
5,93 |
1,8% |
85,3% |
Субвенции бюджетам ТФОМС на финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с программой государственных гарантий на оказание учреждениям здравоохранения муниципальных образований |
15,3 |
14,68 |
12,32 |
37,95 |
11,3% |
148,0% |
Дотации бюджетам ТФОМС на реализацию социальной программы поддержки неработающих пенсионеров в рамках территориальной программы ОМС |
3,6 |
4,13 |
3,47 |
10,67 |
3,2% |
196,5% |
Субсидии бюджетам ТФОМС на дополнительную оплату амбулаторно-поликлинической помощи, оказанной неработающим пенсионерам в рамках территориальной программы ОМС |
12,4 |
7,34 |
6,16 |
18,97 |
5,6% |
53,0% |
Субсидии на ОМС неработающего населения (детей) |
5,7 |
3,68 |
3,09 |
9,52 |
2,8% |
66,9% |
Всего расходов |
168,7 |
130,00 |
109,12 |
336,0 |
100% |
99,2% |