Содержание, задачи и источники информации для анализа
Финансовая деятельность бюджетных учреждений состоит в получении, организации движения и использования финансовых ресурсов. Бюджетные учреждения финансируются различными способами:
на основе хозяйственного расчета;
в порядке сметного финансирования;
смешанное финансирование.
Доля финансирования по смешанному методу постоянно возрастает. Кроме государственного бюджета могут использоваться внебюджетные средства: поступления от родителей оплаты за содержание детей в детских дошкольных учреждениях; плата учащихся за пользование общежитием; платное обучение; оказание различных услуг и т.д.
Контроль за полнотой удовлетворения потребностей учреждения в денежных ресурсах и эффективностью их использования осуществляется на основе бюджетного нормирования, с учетом бюджетной классификации, которые дают возможность определить сумму затрат на расчетную единицу плана работы и оценить обоснованность затрат по видам и направлениям.
Существенное влияние на организацию бухгалтерского учета, содержание отчетности, проведение анализа исполнения смет расходов учреждений и организаций, состоящих на государственном бюджете, оказывает бюджетная классификация (группировка доходов и расходов бюджета).
Бюджетная классификация предполагает научно обоснованную, обязательную группировку доходов и расходов бюджета по однородным признакам, закодированным в определенном порядке. Бюджетная классификация имеет организующее и правовое значение. Первое проявляется в том, что она позволяет единообразно учитывать доходы и расходы бюджета; составлять отчетность об использования бюджета; осуществлять контроль и анализ по каждому виду доходов и расходов.
Бюджетная классификация состоит из четырех основных частей:
доходы бюджета;
расходы бюджета;
финансирование дефицита бюджета;
государственный долг.
Доходы согласно бюджетной классификации систематизированы по источникам доходов бюджета и подразделяются по категориям, группам доходов, детализациям, разделам, подразделам.
Расходы в бюджетной классификации группируются по трем направлениям:
функциональная классификация расходов; ведомственная классификация расходов; экономическая (предметная) классификация расходов.
Ведомственная классификация расходов государственного бюджета является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из бюджета по определенным разделам и подразделам функциональной классификации расходов. Данная классификация является одноуровневой, в ней отражается код главы и наименование получателя, Например: 002 - министерство иностранных дел; 009 - прокуратура; 140 - министерство экономики; 092 - министерство финансов.
Экономическая (предметная) классификация расходов является группировкой расходов государственного и местных бюджетов, государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций по их экономическому содержанию. В данной классификации приняты четыре уровня классификационной структуры: категория расходов, например текущие и капитальные расходы;
Отсутствие какого-либо уровня отражается цифрой “0” Экономическая классификация расходов бюджетов показывает те виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. В категорию текущих расходов (код-1) включаются расходы на приобретение товарно -материальных ценностей, оплату предоставленных услуг и выполненных работ (кроме расходов, связанных с капитальными затратами).
В категорию капитальных расходов (код-2) включаются все виды расходов, связанных с приростом основных фондов, государственных запасов и резервов, покупной земли и нематериальных активов, а также безвозмездные расходы, позволяющие их получателям увеличивать свои основные средства, компенсировать потери от разрушения основных фондов или увеличивать свой финансовый капитал.
Основные показатели финансового состояния учреждения степень обеспеченности денежными средствами и соблюдение финансовой дисциплины, поэтому содержание анализа заключается в проверке соответствия сумм финансирования сметным назначениям, а также фактических расходов - сметным назначениям и кассовым расходам.
Основными задачами анализа финансирования бюджетных учреждений являются:
оценка обеспеченности учреждения финансовыми ресурсами к использование их по целевому назначению;
характеристика состояния расчетов и запасов товарно-материальных ценностей (ТМЦ);
выявление причин финансовых нарушений и затруднения финансирования;
изучение организации финансирования;
выявление резервов улучшения финансового состояния учреждений и разработка мероприятий по их реализации.