Проблема администрирования крупнейших налогоплательщиков и пути ее решения

Целесообразно обратить внимание на проблему администрирования крупнейших налогоплательщиков в межрайонных инспекциях. Налоговые поступления от крупнейших налогоплательщиков составляют большую долю в сумме всех поступлений в консолидированный бюджет. И пробелы в вопросе администрирования крупнейших налогоплательщиков влияют, в первую очередь, на качество, достоверность и полноту прогнозирования налоговых поступлений.

В процессе создания и функционирования в системе налоговых органов специализированных инспекций, осуществляющих налоговое администрирование крупнейших налогоплательщиков, проведена определенная работа по формированию нормативно-правовой базы, регулирующей их деятельность:

утверждены критерии отнесения организаций к крупнейшим налогоплательщикам;

утвержден порядок постановки на учет данных плательщиков;

утвержден порядок документооборота между инспекциями по крупнейшим налогоплательщикам и УФНС России перешедшим на работу в условиях ЕКС (единого казначейского счета).

Но в ходе анализа практики применения нормативно-правовых актов, регламентирующих администрирование крупнейших налогоплательщиков, выявлена необходимость уточнения отдельных направлений совершенствования системы администрирования.

В чем это заключается:

Действующими нормативными актами установлено, что постановка на налоговый учет в межрегиональной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам осуществляется всей организации в целом, с учетом каждого обособленного подразделения по всем видам налогов. Однако фактически администрирование налогов и сборов данными инспекциями осуществляется не по полному перечню налогов, а выборочно.

В настоящее время у всех межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам различные подходы к администрированию, несмотря на нормы, закрепленные в действующих нормативных правовых актах. Так например, МИ ФНС РФ по КН №1 считает налогоплательщика поставленным на налоговый учет истребовав документы по всем налогам только из налогового органа по месту нахождения налогоплательщика (документы по обособленным подразделениям этого же налогоплательщика из других налоговых органов не истребованы к передаче), МИ ФНС РФ по КН №2 считает налогоплательщика поставленным на налоговый учет истребовав документы только по федеральным налогам и только по месту нахождения налогоплательщика (документы по обособленным подразделениям этого же налогоплательщика из других налоговых органов не истребованы к передаче).

Однако наряду с этим, Межрайонные же инспекции по КН принимают на налоговый учет плательщиков по всем основаниям и всем видам налогов. На мой взгляд, подход по администрированию крупнейших налогоплательщиков должен быть единым по всей России.

ФНС по налогам и сборам РФ необходимо урегулировать взаимоотношения между налоговыми органами при постановке налогоплательщика в Межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам и передаче необходимой документации в указанные инспекции. В реальности каждый из указанных налоговых органов по своему «волеизъявлению» организует администрирование крупнейшего налогоплательщика, не принимая во внимание приказы и инструкции ФНС России.

В результате в ХМАО по месту нахождения обособленных подразделений крупнейших налогоплательщиков не закрыты и продолжаются вестись карточки лицевых счетов по земельному налогу, регулярным платежам за пользование недрами, отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы прошлых лет, налогу на имущество и т.д. Более того, крупнейшие налогоплательщики, такие как Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз, ООО Тюментрансгаз, ООО Сургутгазпром продолжают представлять налоговые декларации и изменения в них в налоговые органы ХМАО и даже требовать зачета и возврата.

Соответственно с учетом показателей по этим предприятиям формируется налоговая статистическая отчетность, которая используется передающей стороной для объективной оценки налогового потенциала данного налогоплательщика.

В настоящее время Управлением ФНС России по ХМАО проводится работа по сбору информации от инспекций ФНС России ХМАО у которых была не истребована и не передана документация по крупнейшим налогоплательщикам (с учетом обособленных подразделений) по всем налогам. После этого карточки лицевых счетов будут в одностороннем порядке закрыты и сальдовые остатки переданы в налоговые органы по крупнейшим налогоплательщикам, во избежание необоснованных действий со стороны налоговых органов ХМАО (зачеты, возвраты, привлечение к налоговой ответственности, начисление пени, принятие налоговых деклараций и т.д.). ФНС РФ при этом в обязательном порядке будет поставлено в известность, также как и соответствующие налоговые органы по крупнейшим налогоплательщикам.[18]

Перейти на страницу: 1 2 3

 

Регулирование отношений лизинга

В наше время в Российской Федерации актуален вопрос обновления основных средств и материально-технической базы предприятий. Практически во всех сферах отечественной экономики изношенность основных средств...  Читать полностью...

Финансы и соцыум