Инвентаризация инвестиций
Инвентаризация - это проверка соответствия фактического наличия имущества и обязательств с данными бухгалтерского учета. Инвентаризация имущества, обязательств проводится не реже одного раза в год, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. В обязательном порядке инвентаризация проводится в следующих случаях:
- в случае стихийных бедствий, пожара, аварий и других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (раздельного) баланса и других случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
Основными целями инвентаризации являются:
выявление фактического наличия имущества;
сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
проверка полноты отражения в учете обязательств.
Виды инвентаризаций:
В зависимости от полноты охвата средств:
. полную проводят 1 раз в год перед составлением годового отчета;
. частичная охватывает один или несколько видов хозяйственных средств;
По своему характеру:
1. плановые, осуществляемые в заранее намеченные сроки, исходя из целесообразности и возможности лучшего их проведения;
. внезапные, проводимые по распоряжению руководителя, по требованию контролирующих органов при смене материально-ответственного лица, после стихийных бедствий.
При инвентаризации инвестиций проверяется наличие документов, подтверждающих произведенные затраты в ценные бумаги.
Инвестиции в уставные капиталы других организаций, а так же займы, предоставленные другим организациям, при инвентаризации должны быть подтверждены документами.
При проверке фактического наличия ценных бумаг устанавливаются:
правильность оформления ценных бумаг;
реальность стоимости учтенных на балансе ценных бумаг;
своевременность и полнота отражения в бухгалтерском учете полученных доходов по ценным бумагам.
Инвентаризация ценных бумаг (находящихся в организации) проводится по отдельным эмитентам с указанием в описи названия, серии, номера и фактической стоимости, сроков гашения и общей суммы.
Реквизиты на каждой ценной бумаге сопоставляются с данными описей (реестров, книг), хранящихся в бухгалтерии организации.
Инвентаризация ценных бумаг, сданных на хранение в банк или депозитарий, заключается в сверке остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета, с данными выписок этих организаций.
При проверке инвестиций по бездокументарной форме организации могут предъявить инвентаризационной комиссии договор и выписку из реестра.
По результатам инвентаризации оформляют инвентаризационные акты, сличительные ведомости и описи, которые могут быть заполнены как средствами вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом.
Никаких помарок и подчисток не рекомендуется производить.
В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации - расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данным инвентаризационных описей (активов).
Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета признаются: излишки - доходом и подлежат оприходованию, недостачи - расходом.
Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовой финансовой отчетности.