Содержание процессов бюджетного регулирования в субъектах Российской Федерации

В рамках предмета исследования предлагается рассматривать бюджетное регулирование как перераспределение средств между бюджетами разных уровней в целях обеспечения местным бюджетам минимально необходимого уровня доходов, направляемых на их экономическое и социальное развитие. Бюджетные механизмы регулирования, корректируя финансовые взаимосвязи, осуществляют реализацию бюджетной политики государства, при этом важным является соединение требования независимости бюджетной политики регионов, что обеспечивает единую направленность интересов всех участников бюджетного процесса. Необходимость осуществления бюджетного регулирования обусловлена федеративным устройством России и наличием финансовых проблем у большинства территорий. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает формирование во вновь созданных городских и сельских поселениях самостоятельных бюджетов. От того, насколько эффективно и грамотно осуществляется их исполнение, во многом определяется стабильность деятельности местных органов власти. Вопросы совершенствования межбюджетных отношений, формирования и реализации принципов бюджетного федерализма, а также повышения доходности местных бюджетов и оптимизация их расходов, необходимость управления муниципальным долгом - финансовые аспекты бюджетного устройства региона, тесно взаимосвязанные между собой.

Финансовые отношения между субъектом Федерации и бюджетами муниципальных образований должны удовлетворять следующим требованиям:

обеспечивать оба уровня бюджетной системы такими объемами бюджетных доходов, которые соответствовали бы распределению расходных полномочии между ними;

быть достаточно стабильными, чтобы и регион, и муниципалитеты могли содержательно планировать свою работу и свои бюджеты;

быть "прозрачными", то есть ясными и понятными, предполагающими распределение бюджетных средств исходя из объективной логики, а не в порядке договорного процесса;

обеспечивать минимально необходимые стандарты бюджетного обслуживания населения тех муниципалитетов, собственный налоговый потенциал которых недостаточен;

оставлять муниципалитетам достаточную свободу действий, чтобы они могли финансировать услуги, отвечающие насущным потребностям жителей муниципалитета, за счет собственных доходов;

не должны лишать муниципалитеты заинтересованности в полном использовании их собственных доходных источников;

способствовать укреплению налогово-бюджетной дисциплины всех участников межбюджетных отношений.

В рамках указанных принципов органам государственной власти субъектов Федерации необходимо четко представлять стратегию реформирования межбюджетных отношений внутри региона. Такие задачи, как выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований и создание благоприятных условий для дальнейшего развития наиболее сильных в экономическом отношении муниципалитетов не всегда совместимы, как и решение задачи повышения налоговых усилий не всегда способствует выравниванию бюджетных доходов. Регион должен определить для себя приоритеты бюджетной политики из представленных вариантов и создать такую систему межбюджетного распределения финансовых ресурсов, которая соответствовала бы этим целям.

Определенная группа проблем связана с так называемым вертикальным и горизонтальным выравниванием уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований. "Вертикальное выравнивание - это устранение несоответствий между расходными функциями местных бюджетов и поступлениями, закрепленными за данным бюджетным уровнем. Горизонтальное выравнивание означает пропорциональное распределение налогов между муниципальными образованиями для устранения или снижения неравенства в налоговых возможностях территорий" [53, с. 19]. Как показывает практика, должный эффект может дать только разумное сочетание вертикального и горизонтального выравнивания. Но горизонтальное выравнивание значительно сложнее, чем вертикальное ввиду огромных различий в экономическом положении и бюджетных возможностях территорий муниципальных образований. И особенно сложным оно стало в условиях экономического спада, сужения налогооблагаемой базы, когда наметилась тенденция централизации доходов в региональных и федеральном бюджетах. В значительной мере именно с этим связана другая тенденция, но уже в муниципальных образованиях - централизация расходных полномочий в местных бюджетах, что фактически оставляет органы местного самоуправления без достаточных средств и ведет к их огосударствлению.

Перейти на страницу: 1 2 3

 

Регулирование отношений лизинга

В наше время в Российской Федерации актуален вопрос обновления основных средств и материально-технической базы предприятий. Практически во всех сферах отечественной экономики изношенность основных средств...  Читать полностью...

Финансы и соцыум