Основные направления реформирования бюджетного процесса

Процесс развития казначейской системы, учитывая значимость решаемых органами федерального казначейства задач, в настоящее время остается одним из ключевых элементов государственной бюджетной политики и всего комплекса реформ бюджетной сферы.

Для создания условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными (муниципальными) финансами в соответствии с приоритетами государственной политики была принята Концепция реформирования бюджетного процесса в РФ на 2004-2006 гг., которая утверждена Постановлением Правительства РФ от 22.04.2004 №249.

Задача реформы состоит в смещении акцентов бюджетного процесса от «управления бюджетными ресурсами (затратами)» к «управлению результатами» путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса в рамках четких среднесрочных ориентиров. Ядром новой организации бюджетного процесса должна стать широко применяемая в мире концепция (модель) «бюджетирования, ориентированного на результаты в рамках среднесрочного финансового планирования» (далее БОР).

Ее суть - распределение бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств и (или) реализуемыми ими бюджетными программами с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов (предоставления услуг) в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов.

Для России переход на среднесрочное бюджетирование, ориентированное на результат означает появление системы, позволяющей эффективно управлять общественными финансами в интересах социально-экономической политики, объявленной государством.

Для освещения данного вопроса, необходимо, во-первых, разобраться, чем термин «среднесрочное бюджетное планирование» отличается от давно принятого в РФ понятия «среднесрочное финансовое планирование». Среднесрочное бюджетное планирование, в отличие от финансового, создает правовую основу для принятия долгосрочных бюджетных обязательств. Таким образом, если мы переходим, например, на трехлетний бюджет, то для участников бюджетного процесса создается правовая основа для принятия многолетних, в данном случае трехлетних, бюджетных контрактов, которые будут оплачиваться за счет бюджетных средств. В целом это создает предсказуемость, уверенность в том, что государство не прервет на каком-либо этапе исполнения контракт, заключенный с контрагентом, который находится по ту сторону сектора государственного управления, - то есть рыночным агентом.

Важно отметить, что для рынка, для общества в целом, для обеспечения уверенности, прежде всего экономических, рыночных агентов, для создания возможностей принятия долгосрочных контрактов необходим переход на среднесрочный бюджет.

В свою очередь БОР предполагает, что в ответ на запросы общества государство должно сообщить, на какие цели тратятся деньги налогоплательщиков, какие программы планируется реализовать и какие результаты получить от использования тех или иных бюджетных ассигнований. Среднесрочное бюджетирование, ориентированное на результат, создает правовую основу для механизмов, позволяющих не только формулировать, но и достигать цели более экономным способом. Это является дополнительным условием существования любого демократического общества. Потому что демократическое общество, прежде всего, общество граждан, которые вправе спросить у своих представителей власти, куда и с какой целью были направлены средства налогоплательщиков и что в результате эти граждане получили.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

 

Регулирование отношений лизинга

В наше время в Российской Федерации актуален вопрос обновления основных средств и материально-технической базы предприятий. Практически во всех сферах отечественной экономики изношенность основных средств...  Читать полностью...

Финансы и соцыум