Организация налогового контроля в сфере налогообложения доходов физических лиц
Приоритетным направлением контрольной работы налоговых органов в сфере налогообложения доходов физических лиц является усиление аналитической составляющей работы, внедрение комплексного экономико-правового анализа финансово-хозяйственной деятельности проверяемых объектов, в связи с чем в перспективе возможно сделать камеральные проверки основной формой налогового контроля.
Под камеральной проверкой с соответствии со ст.88 НК РФ понимается проверка представленных налогоплательщиком в налоговый орган налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, проводимая по месту нахождения налогового органа. Введение камеральных проверок в число основных мероприятий контроля за деятельностью налогоплательщиков физических лиц занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица подтверждается данными, приведенными в (таб. 2.).
Данные таблицы свидетельствуют росте количества проверок в 1,4 раза при росте количества камеральных проверок в связи с представлением налогоплательщиками - физическими лицами без образования юридического лица уточненных деклараций на увеличение ранее заявленных сумм налогов после истребования налоговыми органами документов или пояснений.
Таблица 2. Динамика выездных и камеральных проверок по РС (Я) за 2007-2009 гг. в сфере налогообложения физических лиц
Наименование показателя |
За 2007 г |
За 2008 г |
За 2009 г | |||
количество |
% |
количество |
% |
количество |
% | |
ВСЕГО |
23292 |
100 |
32167 |
100 |
61351 |
100 |
Выездные |
226 |
0,97 |
193 |
0,6 |
227 |
0,37 |
С нарушениями |
224 |
192 |
227 | |||
Камеральные |
23066 |
99,03 |
31974 |
99,4 |
61124 |
99,63 |
С нарушениями |
483 |
354 |
643 |
Лидирующие позиции камеральных проверок в системе налогового контроля в сфере налогообложения физических лиц обусловлены рядом факторов:
меньшая трудоемкость, чем на проведение выездных проверок, максимальная возможность автоматизации;
возможность охватить до 100% налогоплательщиков, предоставивших налоговую отчетность в налоговые органы, при проведении выездных проверок лишь у 1 % налогоплательщиков;
камеральные проверки стали более эффективными не только в связи с контролем показателей налоговой отчетности, но и анализом уровня и динамики основных показателей финансово-хозяйственной деятельности организаций, проверкой отчетных показателей на предмет сопоставления с данными внешних источников