Проблемы и пути совершенствования налогообложения доходов физических лиц

Заключение

На основании проведенного исследования, можно прийти к следующим выводам.

Налог на доходы физических лиц - наиболее традиционный налог, взимаемый на протяжении всего исторического развития отечественной и зарубежной экономики.

Широкое распространение этого налога во многих странах мировой системы, вызвано тем, что он удерживается с облагаемого дохода, представляющего собой совокупный годовой доход за вычетом разрешенных законом скидок и льгот, а его плательщиками является практически все трудоспособное население страны, вследствие чего его поступления могут без перераспределения зачисляться в любой бюджет: от поселкового до федерального.

Принципы налога на доходы физических лиц, заложенные в главе 23 НК РФ, по своему содержанию и практической реализации схожи с принципами научной теории и мировой практики подоходного налогообложения. Так, цели взимания и основные черты налога на доходы физических лиц в России во многом схожи с принятыми во многих развитых странах аналогичными налогами. Однако имеются специфичные, свойственные только нашей системе подоходного налогообложения, особенности его взимания, к числу которых в первую очередь следует отнести самую низкую в Европе ставку налога.

В Российской Федерации налог на доходы физических лиц занимает достаточно прочное место в бюджетной системе РФ и является средством регулирования доходов бюджетов субъектов РФ и достаточно стабильным источником пополнения государственной казны.

Налог на доходы физических лиц является прямым, федеральным, регулирующим налогом. Он действует на территории всей страны, взимается непосредственно с доходов налогоплательщика по единым ставкам, используется для регулирования доходов нижестоящих бюджетов в виде процентных отчислений по нормативам, утвержденным в установленном порядке на очередной финансовый год.

Важным этапом в становлении и развитии налоговой системы является организация контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов. От того, на сколько качественно налажен контроль, зависит полнота и своевременность уплаты в бюджет налогов.

Контроль за полнотой исчисления и своевременностью уплаты налогов в бюджеты осуществляют налоговые органы. В целях контроля организуются налоговые проверки, которые подразделяются на камеральные, выездные, встречные, повторные выездные. В ходе проверок могут быть выявлены налоговые правонарушения. Конкретной мерой ответственности за совершенное налоговое правонарушение является налоговая санкция. Налоговый кодекс РФ предусматривает налоговые санкции только в виде денежных взысканий (штрафов).

Имеющиеся в РФ в системе налогообложения по НДФЛ недостатки были также выявлены при анализе состояния работы по обеспечению поступления в бюджет сумм НДФЛ за 2007-2009 годы, проведённого на основе данных УФНС России по Республике Саха (Якутия).

Налог на доходы физических лиц в структуре налоговых доходах бюджета Республики Саха (Якутия) в 2009 году занимал 38,3%. Эта доля по сравнению с 2007 годом выросла на 20,44%. Изменение структуры налоговых доходов в первую очередь связана с ростом заработной платы у некоторых категорий налогоплательщиков. Основная доля налога исчисляется и уплачивается налоговыми агентами. Но в тоже время, происходит смещение в структуре налога, уплаченного налоговыми агентами и самостоятельно налогоплательщиками в пользу последних, и это при общем снижении числа самостоятельных налогоплательщиков, что свидетельствует о качественных изменениях и о начале установления согласия между государством и налогоплательщиками - физическими лицами.

В заключение хочется отметить, что достигнуты некоторые положительные результаты на пути реформирования налоговой системы РФ, в том числе по вопросам исчисления и уплаты в бюджет НДФЛ, но эти результаты уже достигнуты и есть все основания утверждать, что для дальнейшего реформирования НДФЛ требуются более глубокие меры, направленные на коренную перестройку существующей системы налогообложения физических лиц, к которым наряду с внедрением новой системы контроля по расходам можно предложить и введение всеобщего декларирования доходов и расходов населения с обязательной увязкой всех налоговых деклараций в единый информационный массив, что позволит сопоставлять данные, предоставляемые различными налогоплательщиками и анализировать их достоверность.

Перейти на страницу: 1 2 

 

Регулирование отношений лизинга

В наше время в Российской Федерации актуален вопрос обновления основных средств и материально-технической базы предприятий. Практически во всех сферах отечественной экономики изношенность основных средств...  Читать полностью...

Финансы и соцыум