Совершенствование и развитие государственного бюджета


Заключение

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть.

С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта.

Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

По состоянию на 1 ноября 2008 года доходы государственного бюджета (с учетом трансфертов) исполнены на 101,1% при плане 2 816,4 млрд. тенге фактическое поступление составило 2 846,8 млрд. тенге.

План государственного бюджета на 1 ноября 2008 года по налоговым поступлениям исполнен 101,5 % или перевыполнен на 33,6 млрд.тенге. Неналоговые поступления перевыполнены на 19,8 млрд. тенге, или на 41,3%.

Поступления от продажи основного капитала не исполнены на 20,0 млрд. тенге.

Что касается доли расходов государственного бюджета Республики Казахстан от общей доли расходов по отдельным функциональным группам, то по направлениям финансирования социально-бытовой инфраструктуры она занимает преобладающее место, например:

жилищно-коммунальное хозяйство -100%;

здравоохранение - 86,1%;

- образование - 84,0%;

- культура, спорт, информационное пространство - 73,2%;

транспорт и связь - 62,8%.

Довольно значительны объемы расходов по другим группам:

финансирование экономики в целом - 46,4%;

управление (государственные услуги общего характера) - 29,9%;

общественный порядок и безопасность - 23,4%.

Ускоренное экономическое развитие будет достигнуто за счет роста производительности труда на 8,8 % ежегодно. К 2009 году темпы роста производительности труда превысят темпы роста реальной заработной платы.

В 2007-2009 годы для обеспечения высоких темпов развития экономики будут созданы благоприятные макроэкономические условия развития всех основных факторов роста экономики.

Правительством определены следующие приоритеты расходов и кредитования:

) в части обеспечения национальной безопасности: выполнение обязательств Республики Казахстан по обслуживанию и погашению правительственного долга, направление средств на оборонные расходы в объеме не менее одного процента от прогнозного объема ВВП на 2009 год, а также направление средств на борьбу с терроризмом, наркоманией и наркобизнесом;

) в части социального развития: направление средств на выплату пенсий и государственных социальных пособий; на информатизацию, учебники, подготовку кадров; централизованный закуп противодиабетических, противотуберкулезных препаратов и других необходимых медицинских препаратов.

) в части обеспечения экономического роста: направление средств на погашение кредиторской задолженности республиканского бюджета, по итогам предыдущих финансовых лет; на инвестиционные проекты; на сельскохозяйственные нужды.

) в части инфраструктуры, транспорта и связи - направление средств на строительство и обеспечение функционирования автомобильных дорог;

) в части формирования профессионального Правительства - направление средств на административные расходы центральных государственных органов.

В сфере совершенствования государственного бюджета Республики Казахстан и в целом бюджетной системы являются:

) постепенный переход к достижению сбалансированного бюджета за счет ненефтяных поступлений.

) ужесточение требований к разработке инвестиционных проектов (программ).

) соблюдения всеми участниками бюджетного процесса требований бюджетного законодательства.

Таким образом, государственный бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль любом современном обществе.

Приложение 1

Проблемы финансирования бюджетного дефицита

Приложение 2

Перейти на страницу: 1 2 3 4


 

Регулирование отношений лизинга

В наше время в Российской Федерации актуален вопрос обновления основных средств и материально-технической базы предприятий. Практически во всех сферах отечественной экономики изношенность основных средств...  Читать полностью...

Финансы и соцыум