Сущность и основные направления деятельности малого и среднего бизнеса в международной сфере
С переходом к рыночной экономике произошли существенные изменения в формах хозяйствования, взаимоотношениях между руководством и рабочими. Предприятие обеспечивает население рабочими местами, выплачивает заработную плату. Так же предприятие принимает активное участие в реализации государственных программ и развитии экономики страны путем уплаты налогов. То есть, в условиях рынка предприятие представляет собой самоорганизующуюся и самовоспроизводящуюся структуру.
В соответствии с гражданским кодексом РФ, предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для предпринимательской деятельности.
Предприятие, как юридическое лицо, должно соответствовать следующим признакам:
иметь обособленное имущество в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении;
отвечать имуществом по своим обязательствам;
приобретать, пользоваться и распоряжаться собственностью;
нести обязанности;
иметь самостоятельный баланс, смету, счета в банке.
С макроэкономической точки зрения деятельность предприятия служит основой для:
увеличения национального дохода, валового внутреннего продукта, валового национального продукта;
ускорения национально-технического процесса и развития науки;
возможности функционирования всего государства;
простого и расширенного воспроизводства;
повышения материального благосостояния населения;
социального развития.
Основной целью деятельности предприятия в условиях рынка является удовлетворение общественных потребностей, получение прибыли и обеспечение своей финансовой устойчивости.
Современная экономика России характеризуется появлением большого числа предприятий различных форм собственности и характера деятельности, росту и усложнению финансовых связей, что приводит к увеличению объема финансовой работы.
Таким образом, предприятия - это обособленные экономические структуры. Эффективная работа предприятий - важнейшее условие успешного развития экономики страны.
Предприятия можно классифицировать по различным количественным и качественным параметрам. Основными количественными параметрами выступают численность работников и годовой оборот капитала.
В соответствии с критерием численности занятых выделяют:
· малые предприятия, или малый бизнес (до 100 человек);
· средние предприятия, или средний бизнес (до 500 человек);
· крупные предприятия, или крупный бизнес (свыше 500 человек).
В соответствии с критерием годового оборота выделяют:
· микропредприятия - 60 млн. рублей;
· малые предприятия - 400 млн. рублей;
· средние предприятия - 1000 млн. рублей.
Следует отметить, что именно малый бизнес играет значительную роль в экономике практически всех развитых стран, в нем занято до половины работающего населения. Термин "малое предприятие" характеризует лишь размеры фирмы, но не дает представления об организационно-правовой форме предприятия (малым может быть и частное, и государственное, и другое предприятие). Преимуществами малого бизнеса являются, прежде всего, гибкость, высокая адаптивная способность к изменениям рыночной конъюнктуры. Многочисленный характер мелких фирм создает возможности для широкого развития конкуренции.
В современном менеджменте существует несколько подходов к определению «малого предприятия»:
количественный;
качественный.
Качественный подход выводит критерии определения малого предприятия из основных характерных особенностей его функционирования как самостоятельной экономической единицы.