Группировка и анализ факторов, влияющих на организацию планирования и прогнозирования налоговых поступлений


Прогнозирование развития налоговой системы в России, а как следствие, и изменение динамики налоговых поступлений можно сгруппировать по отдельным показателям (блокам). В своей работе я освещаю преимущество таких блоков, выделенных ведущими авторами. В этих блоках включены по группам макроэкономические показатели, налоговый потенциал и уровень собираемости налогов по основным группам налогоплательщиков. Изучение всех этих показателей вместе увеличит качество прогноза налоговых поступлений.

Последовательность перечисления блоков вовсе не означает, что именно в таком порядке они подлежат разработке и изучению. Неизменными представляются лишь места первого и последнего блоков. Кроме того, следует иметь в виду, что при разработке одного из срединных блоков может возникнуть потребность корректировки уже разработанных в других блоках прогнозов (в том числе и сценарного характера) в силу значимости выявившихся факторов и условий. Важно только, чтобы при этом обеспечивался действительно системный подход и согласованность всех частей прогноза.[4]

Первый блок - общие принципы построения и функционирования хозяйственного механизма:

отношения собственности;

роль и место государства в управлении экономикой;

роль и место негосударственных корпоративных структур, малого и среднего предпринимательства, домашних хозяйств.

Применительно к современному развитию экономики особое значение приобретают сценарные условия, определяющие основные целевые параметры, приоритеты и направления экономической политики, ограничения и факторы социально-экономического развития.

Этот блок является определяющим для всех остальных. Необходимость его прогнозирования вытекает из существующих в обществе разных позиций относительно будущего развития национальной экономики.

Естественно, налоговые органы не могут и не должны брать на себя функцию разработки таких сценариев. Их задача - анализ и оценка наработок других структур, выбор наиболее вероятных вариантов с учетом стратегии, достаточно четко сформулированной властными органами, и определение сценариев, которые должны быть разработаны в последующих блоках прогноза.

Второй блок - макропоказатели и параметры социально-экономического развития экономики на перспективу: динамика и структура производимого и используемого ВВП с учетом инфляции, производство продукции (товаров, работ и услуг), промежуточное потребление в ценах производителей и основных ценах, объемы, структура и источники инвестиций, оборот розничной торговли и другие.

Этот блок также должен не разрабатываться, а критически оцениваться налоговыми органами. Кроме того, показатели прогнозов следует систематически сопоставлять со статистическими и оперативными данными в ретроспективном аспекте. Все это позволит отбирать наиболее вероятные сценарии на будущее.

Аналогично можно характеризовать третий блок (денежно-кредитная политика), четвертый (экспортно-импортные отношения) и пятый блок (консолидированный и федеральный бюджеты - объемы и структура доходов и расходов, источники доходов и основные направления их использования и т. д.). Одновременно эти блоки должны охватывать прогнозы инфляционных (или дефляционных) процессов, валютных курсов, движение ставок банковского кредита. Здесь важно подчеркнуть необходимость систематического обмена и совместного анализа информации с Минфином России, Центробанком России.

Шестой блок - доходы корпораций и населения. Ключевым моментом здесь являются достоверность информации, методы выявления и досчета скрытого и неформального производства, теневого оборота; группировка корпораций и населения по экономически однородным агрегатам, структура доходов и расходов, дифференцированная структура налоговой базы и т. д. Особого внимания заслуживают прогнозы динамики скрытого и неформального производства и теневого оборота, которые не только камуфлируют налоговую базу, но и серьезно искажают представления об истинном состоянии национальной экономики, ее масштабах, структуре, тенденциях развития. По оценке Госкомстата России и отдельных специалистов доля теневого оборота в добавленной стоимости отраслей составляет: в сельском хозяйстве - не менее 70%, в торговле и общественном питании - 50-70, в обшей коммерческой деятельности по функционированию рынка - 30-40, на грузовом транспорте - 10-20, в строительстве - 10- 15, в промышленности - 6-8%.

Седьмой блок - прогнозирование мотиваций и поведения корпораций и населения, входящих в каждый экономический агрегат, относительно налогов и сборов в зависимости от общей хозяйственной ситуации, а также исторически сложившегося менталитета различных слоев населения.

Восьмой блок - демографический прогноз: прогноз численности населения, его половозрастной структуры, масштабов и векторов миграционных процессов, уровня мобильности, профессиональной структуры трудоспособного и занятого населения, прогноз занятости, динамики и состава пенсионного контингента и т. п.

Перейти на страницу: 1 2


 

Регулирование отношений лизинга

В наше время в Российской Федерации актуален вопрос обновления основных средств и материально-технической базы предприятий. Практически во всех сферах отечественной экономики изношенность основных средств...  Читать полностью...

Финансы и соцыум