Теоретическое обоснование темы

Объектом налогообложения называется имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Объекты налогообложения очень разнообразны. К ним относятся не только доходы юридических лиц и граждан, стоимость товаров и услуг, но и отдельные виды деятельности, объекты природопользования, операции с ценными бумагами и т.д. Каждый налог должен иметь самостоятельный объект налогообложения

Понятие объекта налогообложения тесно связано с понятием налоговой базы. В российском законодательстве под налоговой базой понимается стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. В более общем случае ее можно определить как часть объекта, в отношении которой непосредственно исчисляются налоги. Разница между понятиями налоговой базы и объекта связана с тем, что определенные части объекта могут облагаться в льготном режиме или вообще не облагаться налогом. Таким образом, налоговая база не может превышать размер объекта налогообложения.

Налоговая ставка - это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Например, для налога на доходы физических лиц единицей измерения налоговой базы является 1 рубль доходов физического лица, полученных за отчетный период. Налоговая ставка определяется как размер налога в расчете на эту величину.

Ставки налогов могут устанавливаться как в абсолютном выражении, так и в относительном. Если ставка налога, исчисляемая в процентах от единицы налогообложения, не зависит от размера налоговой базы, налог называется пропорциональным. Однако, в ряде случаев налог имеет не единую ставку, а шкалу ставок, различные уровни которой применяются при различной величине налоговой базы. Налоги, имеющие шкалу ставок, могут характеризоваться как прогрессивные или регрессивные. При определении прогрессивности налога принято исходить из величины средней налоговой ставки, которая представляет собой соотношение суммы уплаченного налога и объема базы налогообложения. Если при увеличении налоговой базы средняя налоговая ставка растет, налог называется прогрессивным, а если снижается, налог - регрессивным.

Примером пропорционального налога может служить налог на доходы физических лиц, взимаемый в настоящее время по единой ставке 13%. Ранее налогообложение доходов граждан в России было прогрессивным, и действовала шкала ставок налога: 12% для доходов менее 50000 руб. в год, 20% - от 50000 до 150000 руб.; и 30% - свыше 150.000 руб.

Под налоговым периодом понимается период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога. Для различных налогов налоговые периоды могут быть разными. Так, в России для налога на добавленную стоимость налоговым периодом является календарный месяц, для налога на доходы физических лиц - календарный год.

Все налоги можно подразделить на две основные категории: прямые и косвенные. Это деление известно еще с древности, однако его критерии не являются однозначно определенными. В общем случае к прямым налогам принято относить такие налоги, которые выплачиваются налогоплательщиком со своих доходов или имущества и являются его прямым взносом в бюджет. Прямые налоги являются исторически более ранней формой налоговых платежей. В современных условиях к ним относятся налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, налог на имущество и другие.

Косвенные налоги это налоги на товары и услуги, которые взимаются путем включения налога в цену товара. К их числу относятся налог с оборота, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины. Особенностью косвенных налогов является то, что они вытекают из хозяйственных актов, оборотов, финансовых операций и преследуют целью переложение налогового бремени с производителей товаров или услуг на их потребителей. Однако, на практике такое переложение достигается не всегда.

В отличие от прямых, косвенные налоги не связаны с размерами доходов или стоимостью имущества налогоплательщиков. Косвенные налоги выступают в трех видах: «акцизы», «фискальные», «монопольные налоги», «таможенные пошлины».

Одним из ключевых вопросов теории и практики налогообложения является вопрос о распределении налогового бремени между экономическими агентами. Для иллюстрации этой проблемы рассмотрим простой пример. Допустим, что цена коробки конфет равна 50 руб., и государство устанавливает налог с продаж в размере 5 руб. с каждой коробки. Предполагается, что бремя данного налога полностью ляжет на покупателей конфет в форме повышения цены. Не желая сокращать прибыль, производитель товара первоначально поднимет цену товара на величину налога - с 50 до 55 руб. Однако, не все потребители будут готовы купить его по более высокой цене, часть из них предпочтет сократить потребление конфет. Для того, чтобы обеспечить нормальный объем продаж, производитель будет вынужден снизить цену, допустим до 53 руб. за коробку. Доход, получаемый производителем от продажи каждой коробки, будет равен 53 - 5 = 48 руб. Таким образом, по сравнению с исходной ситуацией его доход снижается на 2 руб. Потребители также несут определенные потери, поскольку вынуждены платить за коробку конфет на 3 руб. больше, чем до введения налога. В итоге мы видим, что на потребителя была переложено не все налоговое бремя, а лишь его часть. В теории показывается, что подобное распределение налогового бремени между производителем и потребителем товара определяется характеристиками спроса и предложения налогооблагаемых товаров.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

 

Регулирование отношений лизинга

В наше время в Российской Федерации актуален вопрос обновления основных средств и материально-технической базы предприятий. Практически во всех сферах отечественной экономики изношенность основных средств...  Читать полностью...

Финансы и соцыум