Совершенствование методики выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований


Проблема межбюджетных отношений на региональном уровне комплексна и складывается из множества нерешенных экономически и законодательно вопросов: оптимального соотношения собственных и регулирующих доходов местных бюджетов как показателя реальной финансовой самостоятельности местного самоуправления, и, следовательно, решения проблемы налоговых и других источников формирования доходов местных бюджетов; передача многих полномочий на местный уровень. Полного соответствия налогового потенциала и других бюджетных доходов потребностям местных органов власти достичь трудно, поэтому недостаток средств, как правило, приходится компенсировать за счет финансовых ресурсов региональных бюджетов. Зависимость муниципальных образований от финансовой поддержки из вышестоящих бюджетов в среднем значительно выше, чем зависимость субъектов Российской Федерации от дотаций из федерального бюджета. Попытки решения указанных вопросов, поиски оптимальных вариантов построения межбюджетных отношений предпринимаются в субъектах Российской Федерации в течение всего последнего десятилетия. Один из основных вопросов - определение объема и распределение финансовой помощи между бюджетами муниципальных образований. Причиной возникновения бюджетного дисбаланса в муниципальных образованиях является огромный разрыв между ними по показателям бюджетной обеспеченности. Например, в муниципальных образованиях - городах размеры бюджетов, структура доходов и расходов, устойчивость бюджета и общее состояние бюджетного процесса несравнимы с подавляющим большинством других муниципалитетов. Органы местного самоуправления административных центров субъектов Федерации имеют бюджеты, сопоставимые по размеру с бюджетами самих регионов, а нередко и превосходят их. Это становится источником постоянной напряженности в отношениях региональных властей и руководства крупных городов. Поэтому необходимы корректировки.

По данным центра фиксальной политики в 2006 году налоговые доходы местных бюджетов снизились почти на 10 %, в основном, из-за изменения нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов. В 2007 динамика доходов местных бюджетов будет в значительной мере зависеть от динамики доходов консолидированных бюджетов субъектов Федерации. В большинстве муниципальных образований, особенно со слабо развитой налоговой базой, местные бюджеты в 2007 году будут формироваться в основном за счет финансовой помощи из региональных бюджетов [29, с. 17].

Вместе с тем, важнейшее значение имеет финансовое положение самих регионов. В 2007 году не ожидается существенных изменений расходных обязательств консолидированных бюджетов субъектов Федерации, связанных с законодательным перераспределением расходных полномочий между федеральным и региональным уровнями. Для решения проблем финансового обеспечения муниципалитетов необходимо не просто пересчитать объем расходных обязательств, но и осуществить его мониторинг в соответствии с увеличением объема закрепленных за ними полномочий по решению вопросов местного значения на основе использования соответствующих норм и нормативов. Наряду с этим целесообразно разработать методику расчета обязательств муниципальных образований в соответствии с реальными потребностями органов местного самоуправления в осуществлении текущих капитальных расходов в наиболее приоритетных отраслях экономики (образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство). Однако, осуществляемые федеральным центром "опережающие" индексации минимального уровня заработной платы и объема "социальных" выплат будут вынуждать регионы наращивать объемы своих расходов по соответствующим статьям.

Для этого важно определение состава информации, необходимой для прогнозирования и планирования органами местного самоуправления социально-экономического развития муниципальных образований, и порядка ее предоставления налоговыми органами. Поэтому чрезвычайно актуальна подготовка постановления Правительства Российской Федерации "О порядке предоставления органам государственной власти статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципальных образований".

Решению финансовых проблем муниципальных образований будет способствовать увеличение на 2 млрд. рублей объема средств на сбалансированность бюджетов субъектов Российской Федерации раздела 11 проекта федерального бюджета на 2007 год, из которых оказывается поддержка бюджетам муниципальных образований [33, с. 40]. Очевидно, что проблемы, связанные с необходимостью укрепления финансовых основ местного самоуправления многообразны. Пути их решения в значительной мере лежат в плоскости совершенствования законодательства в области межбюджетных отношений.

Перейти на страницу: 1 2 3 4


 

Регулирование отношений лизинга

В наше время в Российской Федерации актуален вопрос обновления основных средств и материально-технической базы предприятий. Практически во всех сферах отечественной экономики изношенность основных средств...  Читать полностью...

Финансы и соцыум