Совершенствование методики выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований
Предполагается, что и доходы бюджетов регионов в 2007 году возрастут, и в первую очередь, за счет роста собственных доходов регионов (таб. 3.2 и рис. 3.1).
Таблица 3.2 Структура консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации в 2005-2007 годах
2005 (факт) |
2006 (факт) |
2007 (план) | ||||
млрд. руб |
% |
млрд. руб |
% |
млрд. руб |
% | |
Доходы |
2 997,6 |
100 |
3503,7 |
116,8 |
4333,5 |
123,7 |
Собственные доходы |
2 556,7 |
100 |
2974,6 |
116,3 |
3559,4 |
119,7 |
Межбюджетные трансферты |
440,9 |
100 |
529,1 |
120 |
776,1 |
136,6 |
Расходы |
2 940,4 |
100 |
3437,8 |
117 |
4257,4 |
124 |
Профицит |
57,2 |
100 |
65,9 |
111 |
78,1 |
118 |
На рисунке 3.1 показано изменение соотношения собственных доходов и межбюджетных трансфертов консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации в 2005-2007 годах
Рис. 3.1 Динамика доходов консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации
В 2007 году ожидается также рост поступлений за счет налога на доходы физических лиц примерно на 20 % , что произойдет в результате увеличения заработной платы, в том числе, бюджетникам. Известно, что в реальном выражении зарплата в стране растет темпами выше 10% в год, что в свою очередь ведет к росту поступлений на доходы физических лиц. С другой стороны - все большая часть заработной платы выплачивается "в белую".
Продолжается рост поступлений налога на имущество и земельного налога. В текущем году 66,2 % всех налоговых и неналоговых поступлений было обеспечено за счет налога на доходы граждан, 13,1 % за счет имущественного и земельного налога. При этом основным источником доходов местных бюджетов как раз и являются налоги на имущество граждан, земельный, а также подоходный налог.
Поэтому необходимо уделить особое внимание полноте учета налогоплательщиков по этим налогам в рамках решения вопроса повышения собираемости, поскольку они составляют существенную часть доходов местных бюджетов. Министерство финансов планирует произвести инвентаризацию льготников по земельному и имущественному налогам и установить и иной порядок налогообложения строящимся объектам недвижимости. А для этого по истечении нормативного срока строительства надо предусмотреть возможность, чтобы собственник платил часть или весь налог.
Учитывая растущий экономический потенциал Мордовии, можно с уверенностью прогнозировать поступления налогов в бюджет республики в 2007 году на 15,5 % и в 2008 году - на 31 % больше, чем в 2006. Поэтому в целом объем доходной части бюджетов регионов будет увеличиваться.
Прогнозируемый экономический рост обеспечит увеличение реальных денежных доходов населения в среднем на 9,1 % ежегодно и приведет к сокращению уровня бедности в 2008 году в два раза по сравнению с 2005 годом. С учетом роста реальных доходов населения и мер по социальной поддержке малообеспеченных и слабозащищенных категорий граждан в среднесрочной перспективе будут созданы предпосылки для постепенного сокращения дифференциации доходов населения по отдельным группам.