Структура бюджетной системы Российской Федерации


Бюджетный кодекс (далее - БК) РФ, введенный в действие с 1 января 2000 года, закрепил основные изменения в бюджетном устройстве РФ, произошедшие с 1991 года и определил в ст. 6 бюджетную систему РФ как основанную на экономических отношениях и государственном устройстве РФ и регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. При этом в статье 10 БК РФ были четко определены уровни и внутренняя структура бюджетной системы РФ (см. приложение 1).

Бюджетная система России как федеративного государства включает три уровня: верхнее, представленное федеральным бюджетом; среднее, состоящее из бюджетов субъектов РФ; и нижнее - уровень местных бюджетов.

Согласно БК РФ, верхний уровень бюджетной системы включает федеральный бюджет, бюджет Пенсионного фонда РФ, бюджет Фонда социального страхования РФ и бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (в БК РФ прописан еще и Государственный фонд занятости населения РФ, но фактически он упразднен с 01.01.2001 года).

Поскольку субъекты РФ имеют разный государственно-правовой статус (республики в составе России, края, области, в том числе автономная область, автономные округа и города федерального значения), то второй уровень бюджетной системы РФ представлен пятью различными видами региональных бюджетов, а общее их количество составляет 88.

С 01 декабря 2005 года в связи с объединением Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа образовался новый субъект РФ - Пермский край (Федеральный конституционный закон от 25.03.2004 г. №1-ФКЗ), поэтому количество субъектов РФ стало 88 и изменилось количество бюджетов среднего уровня бюджетной системы РФ (21 республиканских, 7 краевых, 49 областных, 9 окружных, 2 городских бюджета). Также второй уровень бюджетной системы РФ включает согласно БК РФ бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Третий уровень бюджетной системы РФ тоже представлен разными видами бюджетов. В связи с реализацией в настоящее время нового Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» меняется структура органов местного самоуправления. Согласно этому закону с 01.01.2006 года в РФ функционируют 2 звена следующих муниципальных образований: 1 звено - муниципальные районы, городские округа, внутригородские муниципальные образования городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 2 звено - городские поселения и сельские поселения. При этом изменилась и структура нижнего уровня бюджетной системы РФ, который с 01.01.2006 г. включает два звена местных бюджетов: 1 звено - районные бюджеты муниципальных районов, окружные бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 2 звено - поселковые бюджеты городских поселений и поселковые бюджеты сельских поселений. Федеральным законом от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что статус муниципального образования получают населенные пункты при определенных критериях - количество проживающих, размер территории и т.п. - для каждого вида муниципальных образований свои критерии. Поэтому может произойти ситуация когда по критериям населенный пункт или территория не получает статус муниципального образования никакого вида, то есть по закону не признается муниципальным образованием. В этих случаях населенный пункт или территория не может иметь свой собственный бюджет, поэтому финансирование расходов на их содержание происходит из поселковых бюджетов городских и сельских поселений на основании сметы доходов и расходов, которая является согласно статье 14 БК РФ составной частью поселковых бюджетов.

БК РФ дает расширительную трактовку бюджетной системы РФ, включая в нее не только соответствующие уровни и виды бюджетов, но и бюджеты государственных внебюджетных фондов. Не оценивая спорность такой трактовки (хотя в финансовой науке общепринято считать внебюджетные фонды самостоятельным звеном финансовой, но не бюджетной, системы), хотелось бы подчеркнуть, что включение в бюджетную систему внебюджетных фондов не означает, тем не менее, их консолидации в бюджетах соответствующих уровней. В соответствии со статьей 143 БК РФ средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Соответственно бюджеты государственных внебюджетных фондов рассматриваются и утверждаются отдельными федеральными законами и законами субъектов РФ (в части территориальных внебюджетных фондов) и учитываются на отдельных от бюджетов счетах. Поэтому расширительная трактовка бюджетной системы предполагает не объединение бюджетов и внебюджетных фондов, а лишь включение в нее всех финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления, независимо от того, в какой форме они формируются и используются.

Перейти на страницу: 1 2 3


 

Регулирование отношений лизинга

В наше время в Российской Федерации актуален вопрос обновления основных средств и материально-технической базы предприятий. Практически во всех сферах отечественной экономики изношенность основных средств...  Читать полностью...

Финансы и соцыум