Проблемы, преимущества и история развития лизинга


В целях развития, регулирования и поддержки лизинговой деятельности в Республике Беларусь в последнее пятилетие были приняты Указ Президента Республики Беларусь № 587 (1997 год) "О лизинге", Положение "О лизинге на территории Республики Беларусь", утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.1997 года № 1769. Палатой представителей Национального Собрания Республики Беларусь ратифицированы Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге (1998 года) и Конвенция о межгосударственном лизинге (1999 года). Министерством финансов, Государственным таможенным комитетом и Национальным банком республики принят ряд соответствующих решений по бухгалтерскому учету, таможенному и валютному регулированию лизинговых операций.

Принимая во внимание, что по своей природе и действующему в Республике Беларусь законодательству лизинговая деятельность не может нанести ущерб государству, а финансовые и имущественные потоки при осуществлении лизинговых операций в силу простоты и прозрачности договора лизинга не только легко отслеживаются, но и находятся под постоянным контролем банков-кредиторов и страховых организаций, Правительство республики отказалось от лицензирования этого вида деятельности и ограничения размера уставного фонда.

За последние 3 года нормативная база лизинга не подвергалась существенным изменениям, что свидетельствует о достаточности достигнутого баланса интересов государства и коммерческих образований.

В республике имеется положительный опыт использования международного лизинга для обновления и увеличения основных средств. Белорусские транспортники, не привлекая государственных средств и правительственных гарантий, полностью обновили по лизингу подвижной состав для международных перевозок. Это позволило дополнительно получить сотни миллионов долларов валютной выручки и иметь стране положительное сальдо внешнеторгового баланса по услугам.

Механизм лизинга не предусматривает участия государства в субсидировании лизинговых услуг. Однако, в связи с отсутствием необходимых средств, в настоящее время государство участвует в закупке сельскохозяйственной техники с целью ее передачи в долгосрочную аренду и, в значительно меньшей степени, - в лизинг.

В настоящее время наиболее активно осуществляется международный лизинг с юридическими лицами Российской Федерации. Действующая законодательная база Беларуси, России, Украины, Молдовы и других стран СНГ не препятствует осуществлению лизинговых договоров между юридическими лицами.

Вместе с тем, несмотря на положительную тенденцию развития лизинговой деятельности, рынок лизинговых услуг в Беларуси развит слабо.

Успешному развитию лизинга в республике препятствует ряд обстоятельств, основные из которых сводятся к следующему:

ü недостаточность финансового, в том числе валютного потенциала;

ü нехватка стартового капитала для организации лизинговых компаний;

ü слабая диверсификация предоставляемых услуг;

ü неразвитость связей с другими страховыми компаниями (практическое отсутствие рынка перестраховочных услуг);

ü отсутствие системы информационного обеспечения лизинга, которая предоставляла бы постоянно восполняемую и доступную информацию о предложениях лизинговых услуг, и, связанное с этим, недостаточное понимание сущности лизинга, его достоинств, как у потенциальных лизингодателей, так и предпринимателей - потенциальных лизингополучателей.

Сотрудничество стран СНГ в сфере лизинга осложнено целым рядом причин. Непредсказуемость налоговых и таможенных правил, иных регуляторов хозяйственной деятельности делают любые долгосрочные операции в условиях СНГ рискованными. Поэтому требуется тщательная разработка каждого проекта, предусматривающая возможные риски и определяющая необходимые гарантии.

В целях расширения границ лизинговой деятельности необходимо:

ü инициировать создание пулов страховых организаций государств СНГ для страхования рисков участников лизинга через границу и, возможно, пулов банков с целью инвестирования конкретных проектов лизинговой деятельности и выдачи гарантий под лизинговые сделки;

ü укреплять связи между лизинговыми компаниями СНГ и связи между их объединениями и ассоциациями. Для данных структур целесообразно заключение соглашений о брокерстве (посредничестве), о взаимном представлении интересов в регионе.

В перспективе лизинг, как одна из рыночных и высокорентабельных форм, может дать рост общих объемов инвестиций в республике и реально расширить выбор методов и способов хозяйствования для организаций материальной сферы.

За счет развертывания лизинговых операций представляется реальным осуществить продвижение производимой отечественной промышленностью продукции на внутренний и международный рынок, обновление парка оборудования, не прибегая к крупным капиталовложениям, и в условиях низкой покупательной способности.

Перейти на страницу: 1 2


 

Регулирование отношений лизинга

В наше время в Российской Федерации актуален вопрос обновления основных средств и материально-технической базы предприятий. Практически во всех сферах отечественной экономики изношенность основных средств...  Читать полностью...

Финансы и соцыум